Вольфган Тильманс – один из самых влиятельных фотографов мира. Многие в Англии — стране проживания фотографа, считают его шарлатаном который пытается пробиться на арт-рынок продавая пустышку. Фотография Вольфгана Тильманса — это как тест на эмпатию и внимательность. Что вы видите на фотографии, задевает вас? Насколько вы внимательны к собственной жизни? Его изображения прозрачны и конкретны. Между объективом и объектом съемки нет автора, навязывающего зрителю свою картину мира (что привычно для фотографов XX -го века с драматической картинкой). В каком-то смысле это «Смерть автора» Роллана Барта в фотографии.
В работах этого художника нет драматической композиции, острых сюжетов и других атрибутов авторского стиля, но в них неподдельный почерк автора. Неподдельная искренность и тонкость восприятия открываются чуткому зрителю.
Многие не понимают картинку Тильманса, и это невозможно, так как она интуитивная. Но что бы ее почувствовать нужно любить электронную музыку. Она не несет в себе лишних эмоций или чужих переживаний. Она не давит, вы слышите чистый звук. Молодой Тильманс снимал зарождающуюся рейв-сцену Англии в 90-х, делая портреты молодых культовых музыкантов. Сам фотограф в одном из интервью упоминает как они с друзьями пробовали экстази и описывает этот опыт как «наслаждение бытием». Так как вещество работает сразу с нервными клетками и телом, человек чувствует, что его ощущение счастья больше не связано с одеждой или имуществом. Оно в нем самом. Здесь можно проследить истоки сюжета телесности – одного из главных мотивов творчества художника.
При этом, тело он снимает лишая его пафоса эротичности. Это скорее любование произведением искусства лишенное желания подчинить его себе. Если убрать внимание с сюжета, то на снимках мы видим скорее абстрактное изображение созданное тенями, складками, нюансами. Эти изображение неуловимы, они почти музыкальны.
“central nervous system”
Рейв своего рода плавильный котел людей разного социального статуса, расы и возраста. На время вечеринки связи становятся горизонтальными, а люди лишаются опознавательных знаков своего социального статуса. Можно привести метафору единой материи, внутри которой существует броуновское движение, элементы притягиваются друг к другу и отталкиваются в хаотическом порядке. Вместе их держит музыка, и, возможно, любовь. Научное сравнение не случайно — школьным увлечением Тильманса были науки астрономия и физика.
Отношение единицы и множества, индивидуума и социума, насколько велика звезда по отношению к песчинке – вопросы которыми задается ученый, а не художник. Возникает ощущение что теже вопросы ставит перед собой художник глядя в объектив камеры. Вспомним, что первые изображения Тильманс получил на фотопринтере, увеличив их в 4 раза. Потом, в 2000-х будут эксперименты с частицами фотоэлемента и светом.
На снимках все то же броуновское движение частиц пигмента, упорядоченное фотонами или другой волной. Тот же клуб и танцы в молекулярном масштабе. Применяя камеру как микроскоп, он вглядывается в мир настолько тщательно, что превращает материю в абстрактную величину.
Приз Тернера был вручен Вольфгану Тильмансу в 2000-м году. Это первый случай, когда награда живописцам была вручена фотографу, который вывел документальное изображение за рамки фигуративности, а сюжет за рамки одного кадра. Его серии – это аппликация расчлененных частей, каждый кадр по отдельности является самомтоятельной абстракцией. рассматривая только один кадр сложно понять о чем он, увидеть смысл одного возможно только увидев целую серию. В этом есть социальный и политический подтекст. Вольфган Тильманс активно агитировал против выхода Великобритании из Европейского союза. «В одиночку мы ничто, вместе мы сила» — этот слоган был на протестных плакатах против Brexit, он же ярко прослеживается в его работах.
Художника отличает отличное ощущение цифровой эпохи, где существуют такие медиа как инстаграм, где каждый конструирует свою реальность из маленьких осколков. Таким образом, каждый аккаунт в чем-то напоминает выставку Тильманса – это конструктор реальности.
Но вернемся к музыке. Открытие учеными теории струн перевернуло представление о материи, изобретение интернета сделало всех связанными во едино. Так, мир вдруг стал «жидким» и оказалось, что как и музыка, он имеет волновую природу. Заслуга Вольфгана Тильманса в том, что он изобрел визуальный язык что бы запечатлить этот zeitguest. И картинка, его отображающая, больше не может быть конкретной, она абстрактна.
В мировых религиях просветление часто упоминается как «тотальное осознание». Это очень глубокая медитация – быть наблюдателем целого. И для кого-то музыка может стать ключом к такой медитации.
Над статьей работала Наталья Коцюруба, стажер Школы фотографии Виктора Марущенко.
Коментарии