Борис Савельев и Наталья Богомаз о выставке Группы Четырех на Photo Kyiv, ярмарке и молодых авторах.
Группа Четырех – феномен украинской фотографии. Борис Савельев, Вячеслав Тарновецкий, Борис Лопатюк и Александр Слюсарев объединились в 1970-х в Черновцах. Они были близки по духу и одинаково смотрели на фотографию. Группа Четырех творила вместе, но никогда не выставлялась в Украине.
Сегодня из Группы остался только Борис Савельев. Его работы хранятся в музеях Сан-Франциско, Германии и США. Он до сих пор снимает, сотрудничает с галереями Лондона и Мюнхена. Проект Черновицкой Четверки на ярмарке Photo Kyiv Борис Александрович представлял лично с искусствоведом и галеристкой Натальей Богомаз.
«В 70-е годы мы снимали в стол, раскладывали фотографии по папкам. Потом собирались на квартирах за стаканом вина и показывали друг другу. В то время признавали только пропагандистов СССР и фоторепортеров, которые освещали советскую жизнь. Но тогда мы не думали о признании, а творили ради искусства» – вспоминает Борис Савельев.
«Группа Четырех изобрела понятие прямой и метафизической фотографии. Они передавали состояние объектов через свет, тень и цвет. Первая выставка Группы Четырех прошла в Прибалтике и называлась Keturi. После этого авторы пошли разными путями, но никогда не забывали друг друга», – вспоминает Наталья Богомаз, искусствовед, галеристка.
Илья Романеко: Расскажите, как создавался проект Группы Четырех, представленный на Photo Kyiv.
Наталья Богомаз: Мы встретились с Борисом Савельевым в Черновцах в 2015-м году. Савельев никогда не выставлялся в Украине, и мы захотели сделать его персональную выставку в Галерее на Штейнберга. Тогда же вспомнили о Группе Четырех, решили, что их нельзя разделять как личностей. Начали работать с архивами, поднимать работы Слюсарева, Тарновецкого и Лопатюка. В каждом квартале мы делали выставку одного автора. А через полтора года собрали полный проект Группы Четырех, который представили на Photo Kyiv.
И.Р. То есть, экспозиция на Photo Kyiv — уникальна?
Н.Б. Безусловно. Это финал проекта, который задумывался полтора года. В него вошли винтажные работы, которые никогда раньше не выставлялись вместе в таком объеме. К этому проекту два месяца назад мы создали фотоальбом Keturi – Четверо.
И.Р.Что вы можете сказать о Photo Kyiv в целом?
Н.Б. Эта ярмарка – прорыв для нашей страны, и ее нужно продолжать. Подобного масштаба в Украине еще не было, мы никогда не видели такого количества работ в одном пространстве. Фотографию признают отдельным видом искусства, и Photo Kyiv тому пример. Мы благодарны кураторам за организацию и рады, что удалось представить здесь проект Группы Четырех.
Вы смотрели выставку? Кто из авторов вам запомнился?
Борис Савельев: Мне понравились молодые стрит-фотографы из группы 380. Они активно работают и набирают вес. Я думаю, в будущем у них сложится серьезный тандем.
И.Р. Над чем стоит поработать организаторам Photo Kyiv?
Н.Б. Сейчас это хороший уровень. Много всего. Но нужно тщательнее отбирать авторов, проводить селекционную работу, а особенно в истории украинской фотографии.
Б.С. Да, нужно копать. Здесь совсем не представлена днепропетровская школа, нет запорожской школы. И харьковская представлена не полностью. Нужно изучать архивы и работать шире. Углубляться в недавнюю историю украинской фотографии с 80-х.
Вот приходила девочка из одесской галереи, которая выставлена здесь. Я спрашиваю: а Дима Зубрицкий есть у вас? Она отвечает: а кто это? А Дима основал одесскую фотографию, Спілку Фотомитців. Был председателем Одесского фотоклуба. А они не знают…
Н.Б. Мы на своем примере увидели, какой интерес к коллекционной фотографии среди молодежи. По этим снимкам учатся. И поэтому нужно работать с архивами, открывать авторов.
От многих представителей галерей я слышу, что работы почти не покупают. С чем это связано?
Б.С. Рынка нет, коллекционеров, музеев. Нужно создавать серьезные институции. Это связано с законодательством. Нет культуры покупки фотографии, люди не понимают ценности. Нужно воспитывать вкус, в частности такие арт-ярмарки помогают в этом.
С Борисом Савельевым и Натальей Богомаз разговаривал Илья Романенко, стажер Школы фотографии Виктора Марущенко.
Коментарии