Седьмого декабря в галерее Face Foundation открытие новой выставки. Сергей Мельниченко показывает проект «PlayDay» – расширенный вариант серии Behind the Scenes о закулисной жизни китайского ночного клуба.
Серия Behind the scenes победила в международном конкурсе Leica Oskar Barnack и участвовала во всемирной фотоярмарке Paris Photo 2017. На выставке в Face Foundation 12 победных фотографий дополнятся архивными снимками, видео, слайдшоу и фотокнигой, которую Сергей издал для Paris Photo. В Киеве весь этот материал представлен впервые.
Мітєц и 5.6 magazine поговорили с Сергеем Мельниченко перед открытием: о задумке фотографа, работе с темой и влиянии новой культуры на творчество.
Илья Романенко: Выставка на Paris Photo интересно читается. Сначала девочки закрывают лица руками, затем открываются, показывают свои слезы и смех, радость и боль, объятия. И заканчивается все лицами в масках. Ты участвовал в создании экспозиции?
Сергей Мельниченко: Подбор снимков действительно сильный. Но я в нем не участвовал, его делали организаторы Лейки еще в Берлине. На выставке в Лавре будет круче. Мы подобрали архивные фотографии, поработали с большим и малым форматом. Добавили слайд-шоу и видео.
Я думаю, это очень важно – экспериментировать с форматами изображения и вносить новые медиа. Это делает экспозицию разнообразнее, позволяет сильнее окунуться в мир, который видел автор. Меняет восприятие. Плюс эта серия очень яркая, пестрая, ею можно удивлять и в ней хорошо работает хаос. Без видео и слайдшоу она была бы скучной.
И. Р. Behind the scenes – твоя самая удачная работа в плане признания. Ты заявил о себе в мире, в Украине почти каждую неделю – новая выставка, интервью, artist-talk. Ты продумывал этот успех? Смотрел на мировые тренды?
С.М. Я уже говорил, что Behind the scenes начал делать случайно – взял камеру в клуб, решил потестить и уже пересматривая фото понял, что из этого может получиться классная история. Я до сих пор не знаю, делал ли кто-то что-либо подобное. Я не отслеживал тренды. Для меня Behind the scenes – это 4 месяца жизни.
И.Р. Сейчас ты понимаешь, почему эта тема выстрелила?
С.М. Потому что она показывает глубинные проблемы, которые скрыты за веселостью. Фактурности добавляет китайская картинка: яркость происходящего, костюмы, свет, цвета, ощущение присутствия внутри кадра и непостановочность. Но сама победа в Leica Oskar Barnack была для меня шоком. Для меня это были обычные картинки, к которым я привык за 4 месяца в клубе. Победу этой темы я расшифровал недавно.
И. Р. О работе с фотографической темой я слушал двух опытных людей: Михайлова и Милосердова. Полные противоположности. Михайлов в молодости снимал то, что вокруг, то, что было ближе, не задумываясь. Он не знал, когда это сработает – через 5 лет или никогда. А Милосердов предлагает отслеживать мировые тенденции, опираться на классиков, строить теоретический фундамент. Какой подход тебе ближе?
С.М. Мне все равно, выстрелит проект или нет. Я всегда делаю то, что в кайф. Мне ближе позиция Михайлова. Чем больше ты начинаешь думать, тем больше ты вязнешь в своих мыслях, начинаешь еще больше смотреть материала в Facebook, Instagram – все это давит, засоряет. Эти вопросы: было это или нет, сработает или нет… Я вообще боюсь их себе задавать, да и какая разница? В любом случае надо делать. Я опираюсь на личные ощущения. Если процесс приносит удовольствие – надо делать.
Когда появляется идея, я стараюсь как можно меньше смотреть, чтобы не наткнуться на что-нибудь подобное. Так было несколько раз: когда-то я хотел поснимать лица женщин и мужчин во время оргазмов. И тут бац – выставка людей с оргазмами.
И.Р. Но если ты наткнулся на похожую работу, ты можешь обыграть ее по-своему, внести что-то новое.
С.М. Да, но сам факт того, что есть что-то похожее, рождает сомнения. Делать или не делать? Как делать? Но эти сомнения не должны ломать. Все равно надо делать.
И.Р. Ты сказал: «начинаешь еще больше смотреть материала в Facebook, Instagram – все это давит, засоряет». Что думаешь о фотографическом шуме, бесконечных потоках изображений в соц. сетях?
С.М. Я хочу какое-то время вообще ничего не смотреть. Потому что из всего увиденного в голове создается каша, ком из картинок. Ты не понимаешь, что хорошо, что плохо. Еще до интернета люди ходили на выставки, встречи с фотографами, показывали контрольные отпечатки, делились идеями. И все это было для них эйфорией. А сейчас ты заходишь в Инстаграм, полтора часа висишь в картинках, а в итоге – ничего, перенасыщение.
Иногда хочется уйти от всего этого в поле и просто снимать.
И.Р. Повлиял ли на тебя Китай, как новая культура, новое место? Ты там не только Закулисье снял, а и стрит на смартфон, пассажиров поезда на экшн-камеру, полароиды.
С.М. Я себя ловил на мысли: а смог ли бы я сейчас в Украине стрит снимать? Нет, а в Китае смог. Там другой мир, другая культура. Из-за этого каждый кадр кажется классным. Здесь мне неинтересно, я привык к этой среде. На новом месте иначе себя чувствуешь. Вот почему фотографы из Америки, Европы делают в Украине успешные документальные проекты. Они по-другому воспринимают картинку, к которой мы привыкли.
С Сергеем Мельниченко разговаривал Илья Романенко, стажер Школы фотографии Виктора Марущенко.
Коментарии