Мы попросили стажеров Школы фотографии Виктора Марущенко, Антонину Савицкую, будущего философа и искусствоведа Сантану Преап прокомментировать выход фотобука Ukrainian Erotic Photography. Фотобук вышел в издательстве Основы осенью 2017 года.
Антонина Савицкая (22 года):
«Пока современен человек, тема эротики не устареет. Она вечна, ее невозможно избежать!
С того момента как эротика освободилась от статуса табу, она начала привлекать украинских деятелей искусства и стала важной частью самовыражения. Ее документирование подняло вопрос существования человеческого тела в социальном пространстве.
Книга справилась с демонстрацией украинского стиля. Полный беспорядок в душе художника, когда все перемешалось и это стоит завпечатлить. Обложка от Саши Курмаза мгновенно заявила о дерзкости содержания. Заманила на свою сторону. Она подготавливает меня как зрителя. Нахожу ее очень удачной.
Первое что чувствуется — это бунт против чистоты изображения. Такое себе лекарство от коммерческой картинки. Сначала нежные работы Евгения Павлова и разнообразие цвета с которым мы входили в историю. Потом что-то поломалось, разрослось и пошло в разных направлениях. Изображение свернулось до личных переживаний, приключений, интимных моментов. Стоит явно это осмыслить, разобрать.
Листая книгу дальше я начала переноситься во времени из прошлого в настоящее и наоборот. Словила себя на том, что уже не просто смотрю фотографии, давая оценку «нравится-не нравится», а вспоминаю что-то свое, переживаю, размышляю обо всем этом в целом: о стране, культуре, жизни. Секс был, оказывается, и эротика, и сейчас есть, и очень даже нежно, тонко, и иронично, и грубовато.
Стоит отметить, что книга не вызвала во мне возбуждения. Картинка стала абсолютно по-концептуальному играть. Я вижу шрамы, некрасивые тела — и что с этим делать? Чувствуешь какое-то давление. Захотелось пережить на себе как это — стоять посреди толпы, в метро с такой-то книгой, просто листать. Поняли бы мои преподаватели, если бы я им ее показала? А если бы это был выпуск PlayBoy, изменилась бы от этого их реакция? Я вижу, как мы застряли в том социальном пространстве где нельзя сказать, выразить чувства. Сталкиваешься с нелогичностью взаимодействий между людьми в неформальных отношениях. Учишься делать вид. Это непосредственно влияет на фотографа, и в этой среде художник создает свой мир, рефлексирует на него сейчас.
И как это укладываеься в душе? Да никак, беспорядок, вы посмотрите на эту картинку! Что еще она вам может сказать? Сегодня художники вдохновлены возможностью познавать глубокие желания. Разнообразные эксперименты расширяют горизонты опыта. Мы, как зрители, чувствуем хаос: все перемешалось, как это воспринимать — непонятно. А значит исследование продолжается.
Я думаю, это большой шаг для украинской фотографии. Тема эротики становиться доступной и у нас есть возможность о ней больше узнать. Конечно мне, как зрителю, хотелось бы больше материала. Чего-то явно не хватало. Более эстетичного бунта, интересной картинки? Может некоторых авторов, которых не внесли, не напечатали. Пожалуй, харьковская школа фотографии была более разнообразной. Она бы четче обозначила контекст, истоки, происхождение. А некоторые современные авторы, не они ли являются настоящим лицом поколения? Но их тоже не всех напечатали. »
Сантана Преап (24 года):
«Первое впечатление о книге «Украинская эротическая фотография»
Впервые держа книгу в руках, я испытывала чисто эротическое удовольствие – предвкушение обещанием, которое дала мне заманчивая обложка с фотографией Саши Курмаза. Несмотря на то что я была готова к не коммерческой картинке, на том конце меня ожидало полное смятение. Фрустрацию вызвало так много слов, так много тел не о сексуальности и невыразительная, не близкая мне эстетика. По-настоящему интимными и эротическими для меня оказались только работы Анастасии Лазуренко, которые сочетают гармоничную пропорцию концептуальной составляющей и ее визуального воплощения. Обнаружить и запечатлеть искреннюю сексуальность, сущность изображаемых девушек удалось девушке по ту сторону объектива, что соответствует сегодняшней тенденции избегать слюнявого мэйлгейза. Также понравились серии Сергея Браткова и Ярослава Солопа, хотя у последнего есть более сильные работы той же серии.
С целью представить основные направления украинской эротической фотографии времен независимости книга не справилась. Мне, например, не хватило для полной картины авторов, которые показали бы андеграундную, субкультурную эстетику, которая приобрела сегодня широкое распространение среди молодых людей. О том, что Киев – новый Берлин не слышал только ленивый, но по какой-то причине это осталось за кадром. Где Gorsad, Саша Курмаз, Synchrodogs, Андрей Бойко, Антон Шебетко, Леша Березовский, Кристина Подобед и многие другие?
Также вызвал мое недоумение необычайный ажиотаж на презентации книги. Очередь за клубничкой выстроилась еще на лестнице, и продвигаться по залам можно было действительно только лишь гуськом и при очень тесном телесном контакте, граничащим с непристойностью. В какой-то момент издательству удалось сделать украинскую книгу модной, в основном благодаря обновленному дизайну. Хотя вся презентация заключалась в том, что можно было сфотографироваться у стенда с книгами или в красном свете – отметиться пришли все, кто считает для себя необходимым вести активную культурную жизнь.
Данная книга поставила передо мной ряд вопросов, таких как: всякое ли изображение голого тела является эротикой? Где проходит черта между эротическим изображением и ню, не имеющим такой цели? Когда я добралась до текстов, многое стало на свои места. Некоторые авторы работают с деконструкцией постсоветской эстетики в эротической фотографии, им можно простить неэротичность и трэшевость. Но многие работы, не фонтанируущие концептом, не справились даже с визуальной задачей. Действительно, мы живем в изуродованной, обнищавшей, депрессивной стране с искаженными представлениями прекрасного. Возможно, это является причиной того, что изобразить последнее остается пока для украинской фотографии непосильной задачей.
Похоже, за время независимости мы научились использовать тело как инструмент выражения разнообразнейших эмансипативных идей и практик: декоммунизации, постмодернистической деконструкции, исследования национальной либо гендерной идентичности, жизни маргинализированных групп общества. Бесспорно, эта тенденция имеет место быть, мы учимся работать и экспериментируем с концепциями и идеями, много размышляем, потому что есть о чем, но в случае «Украинской эротической фотографии» не учтена особенность жанра. Эротика теряет свою сущность, когда зиждется на «голом» концепте, если вы, конечно, не сапиосексуал.»
Коментарии