Андрей Бойко, 28 лет, медийный художник из Сум, рассказывает фантастическую историю о Михаиле Коптеве, о безумии, фриковствстве и реакции на окружающую действительность, с взаимопересекающимися контекстами в сексе, арте, политике и религии. Михаил Коптев – трэш-дизайнер, создающий коллекции одежды, организатор показов квир-театра «Орхидея» в родном Луганске с 1993 года. В результате событий на Донбассе, переехал в Киевскую область два года назад. Гастроли «Орхидеи» проходили в Испании и Австрии. О нем пишут VICE, Dazed и Calvert Journal. 18 апреля в креативном сообществе IZONE состоится пятый в Киеве показ панк-кутюрье провокационной моды – Михаила Коптева.
Андрей Бойко – Обучаясь на курсе у Валерия Милосердова, «Пространство фототемы»* лето 2017, в Школе фотографии Виктора Марущенко, мне не удалось защитить свою работу и соответственно я курс не закончил. У группы была устная договоренность, как только мы будем готовы – сможем прийти в течении года, когда тема сложится и появится больше возможностей конструктивно ее проработать и объявить курс состоявшимся. Сегодня я работаю с Михаилом Коптевым и собираюсь защитить курс Валерия Милосердова с его киевской историей.
Антонина Савицкая – Как случилось так, что ты начал работать с Михалом Коптевым? Почему тебе интересно с ним работать?
А. Б. – Начиная работать над этой темой возникла интересная мысль о том как ее возможно транспонировать в различные слои общества. Что-то в этой идее оказалось намного интересней, чем тот материал который мы получили работая с Bird in Flight, (снимки в доме Михаила Коптева). В чем, собственно говоря суть – это мифолизаторство, культурная надстройка связанная с мистикой и легендами города. Коптев стал здесь классным, но не типичным персонажем в этой истории. В определенном понимании слова «freak». Но его фриковство является в первую очередь реакцией на окружающую действительность. То есть он собой представляет некий лакмус, который окрашивается в определенный цвет при воздействии на него с разных сторон событий, людей, ситуаций. Я считаю, что интерес появился к нему, так как он стал ближе к столице. Михаил Коптев работает с перфомансом, с дефеле, с показом – это его продукт. Шоу сейчас проходят реже, чем они были раньше, что зависит от времени и места. Для меня эта тема интересна, потому что это связь с Оксаной Андреевой (Антигонна), с которой я работаю уже два года, это связь с другими художниками которые пересекаются по касательной с линией моей жизни. Если же посмотреть со стороны, то это хороший повод сделать хорошую работу.
С. А. – Расскажи, пожалуйста, про места, где проходили показы Михаила Коптева? Почему ты называешь их местами силы?
А. Б. – Я пользуюсь определением, которое уже задолго до меня пущено в обиход. Место силы – это место на карте, которое отвечает на вопрос «где?». Это история, которая связана с метафизической пирамидой Киева, которая представляет собой фигуру нанесенную на карту города, точки которой соединяются между собой. Вершиной пирамиды становится точка входа: первое шоу Михаила Коптева, Киевское Биенале в 2015 году в доме одежды на Львовской Площади. Далее следуют Малая Опера на Лукяновской в 2016, до революции носившая название «Дом попечительства о народной трезвости». Спустя 100 лет и после всевозможных революций и переворотов в Украине и наших умах туда входит Миша Коптев, раздевает своих моделей и поливает всех водкой. Потом Пилорама (пространство Хащи) за гаражным кооперативом на Петровской, 34. Панкс нот дет. PLIVKA 2017 год из себя представляет общее место для времяпрепровождения молодежи. Все эти места интересны по своему, в не зависимости от наличия или отсутствия в них Миши Коптева. Они очень глубоки в историческом плане. Я думаю не зря именно там проходили показы. Намеренно это было сделано или нет? В любом случае на сегодняшний день мы имеем такую картинку. Это выглядит сочно и красиво как раз при наличии подгружаемых историй, соседних контекстов, которыми мы жонглируем выстраивая визуальный ряд в этой конструкции.
А. С. – Как я понимаю, ты собираешься создать культурную надстройку?
А. Б. – Я ее уже создал. Но это не более чем красивая медиа-история, интернет-миф. Платформа, на которой все держится, очень гибка и в тоже время прочна. Как советские презервативы. У нашей конструкции серьезный фундамент, на который мы водружаем всевозможные надстройки, с кладовыми, винтовыми лестницами, подземными ходами и конечно скелетами в шкафу. Кому-то история не вкатила. Думаю, надо мной посмеялись в лучшем случае. А если есть перспектива – об этом стоит рассказать большему количеству людей. Пускай посмеются все! Ведь это можно вынести, куда-то в параллельные миры и создать коммуникацию. А где-то Миша Коптев делал гениальные вещи показывая свои работы в знаковых для города местах, но никто до сих пор не удосужился осмыслить его наследие. Прикинь? Чувак валит уже 25 лет. С 1993 по 2018 он создает свое шоу не смотря (за окно) в каком он состоянии – финансовом, моральном или физическом, где живет, что сегодня на завтрак, обед или ужин, несмотря ни на что. Он просто делает то, что ему нравится и не готов останавливаться ни при каких раскладах. Ни война, ни бедность, ни время которое не щадит никого. Он просто делает то что у него получается лучше всего и не важно, что и как это отражается в умах христиан. Он задал настрой и создал свой жанр в котором он двигается уже четверть века. У нас же сейчас модно все заносить под определение – «Новітня істория України». Так как мы молодая нация, молодая держава. У нас шило в заднице. Но нет ничего святого, ни музея, ни фонда который собирал бы эти надбання и пытался их осмыслить, упаковывая в Contempory. Для меня лично это хороший повод ткнуть бревном в глаз потопающим. Я пакую эту историю под пирамиду, под Коптева как Нефертити. Собственно сама надстройка состоит из двух линий визуальных образов Михаила Коптева. Первый, по тексту Анны Цибы – перед нами рабочий обувной фабрики предстает в образе панк-кутюрье из Луганска. Малкольм Макларен, у которого с Мишей много общего, кстати. Создатель мифа о Sex Pistols и автор их главного хита – «God Save the Queen». Во время съемки у Миши дома я обратил внимание на шлем исторического дизайна лондонской королевской полиции. А ведь английского мусора называют фараоном. Такие детали подгружают картинку новыми смыслами. Далее – Копты (Михаил Коптев) – Коптами называют представителей одной из основных национальных и религиозных меньшинств Египта. Распространены они, в основном, на окраинах Каира и известны Городом Мусорщиков (христианский коптский квартал), население которого занимается сбором мусора по всему городу с целью последующей его переработки и утилизации. Это тот recycle которым занимается Миша, собирая во всевозможных местах исходники, материалы для своих коллекций. При минимальном бюджете, и самых минимальных расходах, он делает здесь и сейчас ахуенно из того что есть в наличии. Далее у нас инфоповод: 5й показ Миши Коптева — 5 точек на карте Киева, а 5х5=25 лет работы в Украине. Отталкиваясь от этого визуального ряда, мы создаем афиши используя стиль которым Макларен оформлял обложки пистолетов — cut & paste. Так как Миша это все таки о дизайне, о фешн, я хотел зарядить эту тему профильному изданию Vogue. Ведь он нынче для бедных. Для этого мы сделали отдельную афишу для них – по богатому. На розовой обложке.
С. А. — В чем заключается концепция твоей работы? Если в это истории какое –то твое личное высказывание?
А. Б. – Определенно в этой истории есть и мое высказывание. Мне нравится работать с контекстами. В Киеве несколько лет мне понадобилось для того что бы разобраться в коммуникациях, погрузиться в среду. У меня были амбиции, переживания по поводу того получится или нет сделать что-то интересное. Но я пришел к такому же выводу как и в Сумах. Если ты сам не нарулишь себе «панк-рок» то никто за тебя этого не сделает. Если ты сам не откроешь себе галерею, если ты сам не издашь себе зин, если ты сам не организуешь киноклуб, не позовешь друзей, не привезешь артиста на рейв, ни напишешь статью в газету – то никто за тебя не сделает это. Это вполне оправданно для периферии, а для Киева у меня большие планы. Ощущение, что здесь может быть по-другому.
А. С. — Часто ли ты работаешь с маргинальными личностями?
А. Б. – Не часто. Но я не испытываю к ним предубеждения. В первую очередь они люди. А если делают что то интересное, то даже неважно как они одеваются, о чем думают или как проводят свое свободное время. Маргиналы в первую очередь это клише и ярлык. Меня не тянет в эти темы, скорее вокруг одни только они. Не предпринимаю особых усилий что бы зайти в ту или иную тусовку. Но если меня попросят отдать камеру, стереть кассету, карточку, либо засветить пленку – дам в глаз с разворота. То что обозначает словом маргинал общество, в моем понимании, совершенно противостоит понятию маргинальной личности. Миша для меня не маргинал. Я считаю его адекватным и достаточно образованным, достаточно интеллигентным человеком. Положение, в которое его поставила жизнь, не очень привлекательно. Тем не менее он сохраняет лицо, этот человек не опаздывает на встречи и отвечает за свои слова. Если ты говоришь о маргиналах как о людях, которые позволяют себе выше перечисленные пункты. Да, я часто сталкиваюсь с такими людьми, но они мне не интересны. Ни в плане работы, ни в плане общения. Я часто дистанцируюсь от подобного контингента. Первая причина – это наркотики, деструктивное времяпрепровождение которое не является драйвером общения вообще. То, что даже нет смысла осмыслять, и так все понятно. Мне не интересны малолетки юзающие фен в Plivka. Они выглядят как люди на обочине истории, которые будут там же нещадно погребены под остатками центра Довженка. По ним будут кататься экскаваторы, а Троицкий и Козленко садить деревья на лужайке возле торгового центра, ковыряя лопатой чернозем у них по лицу.
А. С. — Расскажи пожалуйста, что будет происходить в ИЗОЛЯЦИИ?
А. Б. – Не важно, что там будет происходить и как это будет выглядеть. Я занимаюсь только культурной надстройкой. Абсолютно не вмешиваюсь в показ – не считаю это нужным, совать свой нос не в свое дело. Я занимаюсь своим и делаю шум. Миша занимается подготовкой мероприятия, репетициями, разработкой коллекции и подбором моделей. Он делает картинку, а я даю тебе интервью. Каждый делает что ему нравится и что он умеет делать лучше всего. С Андреем Бойко разговаривала Антонина Савицкая, менеджер 5.6 STORE и журналист Школы фотографии Виктора Марущенко.
* На данный момент курс «Пространство фототемы» не актуален. Но есть вариант лучше. Курс ФОТОТЕМА от Валерия Милосердова.
Коментарии